Среда, 24.04.2024, 00:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБУ ДО - ДДТ города Аркадака Саратовской области

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формы и методы здоровьесбережения

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности воспитанников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у воспитанника педагог может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья воспитанников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей. Рассмотрим некоторые из них.

Очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся на неделе здоровья. Дети участвуют в викторинах, сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Примерные вопросы для беседы:

- Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье?

- От чего и от кого зависит здоровье людей?

- Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему?

- Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?

- Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба?

Далее можно провести занятие, посвященное рисованию.

Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале педагога имеет игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи «педагог – воспитанник», позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, педагог раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Такие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ.

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициативы и увлеченности, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.

Эффективными методами воспитания ЗОЖ являются уроки, которые проводятся с использованием компьютерных презентаций.

Наиболее частые методы и формы: беседа, лекция, круглый стол, анкетирование.

Мероприятия по пропаганде ЗОЖ: недели здоровья, спартакиада школьников, кросс, день борьбы со СПИДом, агитбригады, дни здоровья.

Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые педагог использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей воспитанников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Возможно применять разнообразные формы и методы по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни. Например:

  1. Анкетирование на темы: «В плену вредных привычек», «Мой образ жизни», «Наркомания – чума 21 века» и др.

Эти анкеты анонимные и дети без стеснения отвечают на вопросы. В результате таких анкет можно выяснить, как дети соблюдают ЗОЖ, кто имеет вредные привычки, каков образ жизни ребенка.

  1. Беседы на тему: «Курение - что это такое», «Чума 21 века – СПИД», «Суд над сигаретой и алкоголем», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «В плену вредных привычек» и др.

В беседах обсуждаются проблемы с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, какими вредными привычками страдают наши дети, приводятся статистические данные о курении, алкоголизме и наркомании. Выясняется, какие дети подвержены дурному влиянию окружающих и как с этим бороться. Дети узнают, какое влияние оказывает алкоголь, наркомания и табакокурение на организм подростка и как бороться с вредными привычками. На классных часах затрагивается тема ЗОЖ не только со стороны вредных веществ и их влияния на организм человека, но и освещаются правила как сделать свой организм еще здоровее, а свою жизнь более интересной и насыщенной.

  1. Беседы о правилах здорового образа жизни, на которых дети получают советы о ЗОЖ.
  2. Игры, конкурсы рисунков и многое другое.
  3. Игры, соревнования, такие как: «Зарница», «День здоровья», «Спартакиада школьников», «Осенний и весенний кроссы». Также участвуют в спортивных соревнованиях районного уровня.

Цель такой разнообразной работы заключается в том, чтобы донести до детей всю важность не только сохранения, но и укрепления здоровья. Ведь современный ребенок подвержен влиянию со стороны улицы, телевидения, реклам, средств массовой информации и наша задача обезопасить ребенка от дурного влияния, рассказать что хорошо, а что плохо, для того чтобы сохранить здоровую нацию и здоровую личность с перспективным буду

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: akinina (27.04.2017)
Просмотров: 1444 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergRag  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>змк в сергиев посад</a>

Имя *:
Email *:
Код *: