Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования
Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще не закончил школу.
Проектная и исследовательская форма работы должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора кружков которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Моя основная цель ознакомить учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, выработать умения обобщать данные и формулировать результаты.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность процесс длительный и сложный. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность:
1. Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования;
2. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Учебно-исследовательская деятельность:
1. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат;
2. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Учебно-исследовательский проект с точки зрения обучающегося– это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема проекта «Почему?»
(это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта «Зачем?»
(мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?»
(для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?»
(мы можем это делать) Выбор способов и методов планирования
Результат «Что получится?»
(как решение проблемы) Ожидаемый результат
Проект
Педагог Учащиеся
1 2
1-й этап – погружение в проект
Формулирует Осуществляет
1) Проблему проекта 1) личностное присвоение проблемы
2) Сюжетную ситуацию 2) вживание в ситуацию
3) Цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предполагает: Осуществляют:
4) Организовать группы 4) разбивку на группы
5) Распределить амплуа в группах 5) распределение ролей в группе
6) Спланировать деятельность по решению задач проекта 6) планирование работы
7) Возможные формы презентации результатов 7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов
3-й этап – осуществление деятельности
Не учувствует, но: Работают активно и самостоятельно:
8) Консультирует учащихся по необходимости 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
9) Ненавязчиво контролирует 9) консультируются по необходимости
10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания
11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 11) подготавливают презентацию результатов
4-й этап - презентация
Принимает отчет: Демонстрируют:
12) Обобщает и резюмирует полученные результаты 12) понимание проблемы, цели задачи
13) Подводит итог обучения 13) умение планировать и осуществлять работу
14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 14) найденный способ решения проблемы
15) рефлексию деятельности и результата
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Учебно-исследовательская и проектная деятельность детей в системе дополнительного образования.
Мною организовано объединение дополнительного образования «Юные цветоводы», которое работает в течение 2 лет. Одним из направлений объединения является организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся во внеурочное время.
Время проведения исследований обычно распределяю следующим образом:
1/3 – правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор и обработка его методики;
1/3 – сбор материала;
1/3 – обработка материала, обобщение, написание текста.
Основные этапы научного исследования воспитанников.
После того, как учащийся определился с темой исследования, необходимо ясно сформулировать ее цель и задачи. Одним из основных требований к постановке цели является конкретность и доступность. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое дело. Для четкой формулировки задач выясняю у учащегося, что он будет наблюдать, что хотел бы узнать, для чего он проводит работу.
После постановки задач предлагаю ученику выбрать методы работы, и определит методику проведения исследований.
Методика – это описание того, как будет выполняться работа. Определение, вычисление, измерение, оценка, установка ловушек, «кошение» сочком, составление ботанических плановых материалов, выборка материала и т. п. - все это методики.
Далее следует сбор фактов и материалов, относящихся к теме исследования. Здесь требуется выполнение некоторых определенных правил:
записи наблюдений должны быть наиболее полными;
исследования, по возможности, документируются не только записями, но и вещественными образцами (гербарии, коллекции семян, следы их произрастания, фотографии и т.д.);
полученные результаты должны быть однозначны.
Собранные материалы обрабатываются, сравниваются результаты. Результаты целесообразно свести в таблицу или представить графиком, диаграммой.
После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, предлагаю ученику вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они. Краткое изложение результатов работы, отвечающие на вопросы задач, - это выводы, к которым ученик пришел в результате проведенных исследований.
Итоги учебно-исследовательской деятельности обучающегося
Это интеллектуальное, личностное развитие учащихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Примерные учебно - исследовательские проекты для обучающихся объединения «Юные цветоводы»
Исследовательская работа в природе.
Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми
растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.
Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.
Экскурсия в природу.
Проведение фенологических наблюдений.
Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий.
Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, се
мянка,
зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
Изготовление наглядных пособий.
Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.
Сбор природного материала для изготовления поделок.
Знакомство с комнатными растениями.
Разнообразие комнатных растений, их
родина, группировка и биологические особенности.
Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.
Исследование фитонцидной активности комнатного растения.
Живые барометры. Растения –приборы и индикаторы. Растения –гиганты и
карлики. Растения и письменность.
Наблюдение за жизнью растений зимой
Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.
Проведение фенологических наблюдений.
Результат таких исследований может и не иметь большого значения, как для науки, так и для самого ученика. Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных процессов.
Внедрение в практику учебно-исследовательской и проектной деятельности является своевременным. Учебно-исследовательская и проектная деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Учебно-исследовательская и проектная деятельность позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: akinina (28.11.2014)
|
Просмотров: 2091
| Рейтинг: 0.0/0 |
|