Пятница, 26.04.2024, 10:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБУ ДО - ДДТ города Аркадака Саратовской области

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования
Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще не закончил школу. Проектная и исследовательская форма работы должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора кружков которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Моя основная цель ознакомить учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, выработать умения обобщать данные и формулировать результаты. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность процесс длительный и сложный. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы. Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность: 1. Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования; 2. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Учебно-исследовательская деятельность: 1. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат; 2. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Учебно-исследовательский проект с точки зрения обучающегося– это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы «Как?» (мы можем это делать) Выбор способов и методов планирования Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат Проект Педагог Учащиеся 1 2 1-й этап – погружение в проект Формулирует Осуществляет 1) Проблему проекта 1) личностное присвоение проблемы 2) Сюжетную ситуацию 2) вживание в ситуацию 3) Цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач 2-й этап – организация деятельности Организует деятельность – предполагает: Осуществляют: 4) Организовать группы 4) разбивку на группы 5) Распределить амплуа в группах 5) распределение ролей в группе 6) Спланировать деятельность по решению задач проекта 6) планирование работы 7) Возможные формы презентации результатов 7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов 3-й этап – осуществление деятельности Не учувствует, но: Работают активно и самостоятельно: 8) Консультирует учащихся по необходимости 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 9) Ненавязчиво контролирует 9) консультируются по необходимости 10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания 11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 11) подготавливают презентацию результатов 4-й этап - презентация Принимает отчет: Демонстрируют: 12) Обобщает и резюмирует полученные результаты 12) понимание проблемы, цели задачи 13) Подводит итог обучения 13) умение планировать и осуществлять работу 14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 14) найденный способ решения проблемы 15) рефлексию деятельности и результата 16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности Учебно-исследовательская и проектная деятельность детей в системе дополнительного образования. Мною организовано объединение дополнительного образования «Юные цветоводы», которое работает в течение 2 лет. Одним из направлений объединения является организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Время проведения исследований обычно распределяю следующим образом: 1/3 – правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор и обработка его методики; 1/3 – сбор материала; 1/3 – обработка материала, обобщение, написание текста. Основные этапы научного исследования воспитанников. После того, как учащийся определился с темой исследования, необходимо ясно сформулировать ее цель и задачи. Одним из основных требований к постановке цели является конкретность и доступность. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое дело. Для четкой формулировки задач выясняю у учащегося, что он будет наблюдать, что хотел бы узнать, для чего он проводит работу. После постановки задач предлагаю ученику выбрать методы работы, и определит методику проведения исследований. Методика – это описание того, как будет выполняться работа. Определение, вычисление, измерение, оценка, установка ловушек, «кошение» сочком, составление ботанических плановых материалов, выборка материала и т. п. - все это методики. Далее следует сбор фактов и материалов, относящихся к теме исследования. Здесь требуется выполнение некоторых определенных правил: записи наблюдений должны быть наиболее полными; исследования, по возможности, документируются не только записями, но и вещественными образцами (гербарии, коллекции семян, следы их произрастания, фотографии и т.д.); полученные результаты должны быть однозначны. Собранные материалы обрабатываются, сравниваются результаты. Результаты целесообразно свести в таблицу или представить графиком, диаграммой. После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, предлагаю ученику вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они. Краткое изложение результатов работы, отвечающие на вопросы задач, - это выводы, к которым ученик пришел в результате проведенных исследований. Итоги учебно-исследовательской деятельности обучающегося Это интеллектуальное, личностное развитие учащихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Примерные учебно - исследовательские проекты для обучающихся объединения «Юные цветоводы» Исследовательская работа в природе. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, се мянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий. Изготовление наглядных пособий. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян. Сбор природного материала для изготовления поделок. Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений, их родина, группировка и биологические особенности. Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. Исследование фитонцидной активности комнатного растения. Живые барометры. Растения –приборы и индикаторы. Растения –гиганты и карлики. Растения и письменность. Наблюдение за жизнью растений зимой Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом. Проведение фенологических наблюдений. Результат таких исследований может и не иметь большого значения, как для науки, так и для самого ученика. Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных процессов. Внедрение в практику учебно-исследовательской и проектной деятельности является своевременным. Учебно-исследовательская и проектная деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Учебно-исследовательская и проектная деятельность позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
Категория: Мои статьи | Добавил: akinina (28.11.2014)
Просмотров: 2091 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: